Интервью с Ольгой Кропотовой. Группа «СНЕГА».

группа снега

"Снега" - одно из самых незаурядных явлений в музыкальной панораме нашего времени. Ольга Кропотова и Алексей Рахов, создатели и идейные вдохновители коллектива, образуют мощный творческий тандем с 2005 года, представляя оригинальный стиль театральной композиции в музыке.

В своих произведениях и их сценическом воплощении авторы прежде всего придерживаются драматургической опоры, что выражается в пёстром оркестровом характере аранжировок, нарядном фольклорном и ориентальном колорите, сложных размерах, полиритмии и в разнообразной композиторской технике.

Здесь много эксперимента, сюжетные повороты в песнях часто показываются через усиление слова посредством акустических приёмов и акцентов, что образует своего рода "звуковые качели".

Мы решили задать Ольге несколько вопросов и не ожидали, что ответы получатся настолько интересными! Завидуем тем, кто ещё не прочитал это интервью и не смеем задерживать…

Что вдохновило вас начать играть и сочинять музыку?

Мой папа - самый первый потрясающий музыкант с произведениями, которого мне довелось познакомиться уже тогда, когда мама носила меня под сердцем. Папа в то время играл в джазовом оркестре. В репертуар этого коллектива входили произведения его собственного сочинения. Позже родители рассказывали, что убаюкивалась я только под Чарли Паркера.

Отец свободно играл на саксофоне, виолончели (учился в Рим- Коре), прекрасно владел фортепиано, все время вырезал разные свирельки из дерева. Это папа отвел меня за руку в музыкальную школу.
Гвоздем моей вступительной программы был тогдашний хит «На недельку до второго». Семилетняя я пела, аккомпанировала себе и приплясывала на стуле. Мы посчитали, что это будет забавно, и комиссия действительно попадала под стол со смеху. Мы всегда в нашей семье были немножко клоунами. В итоге я поступила в музыкальную школу по классу фортепиано и так начался мой долгий творческий путь…

Смотреть клип "Звезда ВиВай" .

Ваш самый главный хит это?

Возможно лучше было бы задать этот вопрос нашим слушателям. Для меня «хит» — это немножко ругательство. Мы не зацикливаемся ни на каких жанрах. Сейчас и в будущем преимущественно я бы хотела заниматься академической музыкой. Думаю, мои лучшие произведения и открытия впереди.

Расскажите про свой самый необычный концерт?

Наши концерты запомнились публике как параллельно развивающиеся музыкальное и театральное действие - этакий перформанс. Чего только не было на наших площадках за 18 лет выступлений: черепа «динозавров» (свиные головы сами варили, чтобы черепа добыть)…

... превращение в мужчин (мы клеили усы и надевали галстуки), пулялись в публику помидорами и вареными яйцами, рыбу ловили… да много всего.

Было здорово, когда мы устроили шоу с разжиганием живого огня на сцене киноцентра «Родина». Это был проект - «Немое кино и живая музыка».
Мы с Алексеем Раховым написали свой вариант саундтреков для фильмов «Антракт» Рене Клера и «Андалузский пес» Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали. После завершения фильмов, мы разыграли небольшое музыкальное представление, и чтобы еще больше порадовать публику - развели костерок. До сих пор помню выпученные глаза администрации в кулисах:

– Вы что? У нас сработала пожарная сигнализация!

С опытом мне стало нравиться доверять визуальную часть наших действий другим режиссерам и артистам. Это позволяет нам яснее сосредоточиться на музыкальной работе, искать наш театр преимущественно в звуках.

Ваша идеальная сцена? Ваш идеальный концерт?

Главное - чтобы было слышно, видно и что-то понятно. Мне очень-очень нравятся все значительные, старейшие залы Петербурга-Филармония, Капелла, Мариинский театр, Александринка, разные театры, киноцентры. Все это - огромное счастье - жить в этом городе, иметь возможность посещать легендарные сцены, наслаждаться выступлениями своих коллег, и иногда, не слишком часто выступать самим. Подобные залы всего мира всегда привлекали нас, только выезжать теперь стало намного сложнее.

Вас стоит послушать, потому что…

Потому что, мне кажется, моей рукой во время сочинения музыки руководит кто-то гораздо более умный, одаренный и вечный, чем я. Правда, иногда он плохо руководит (шутка). Думаю, повезло тому, кто сумеет найти верный баланс между эйфорией творческого полета и сухим математическим расчетом.

Что для вас самое главное в музыке?

Сама музыка. Сначала мне захотелось ответить, что главное то, что стоит выше музыки, возможно любовь. Но нет- пусть будет музыка и точка.

Какой лучший совет дал вам другой музыкант?

Одним из моих самых прекрасный учителей была Нина Анатольевна Колосова оперная певица, заслуженная артистка РФ, преподаватель и профессор С-Пб консерватории Римского-Корсакова.

Каждый урок вокала она говорила мне: Деточка, не нужного ничего лишнего, расслабьтесь и оно пойдет само!

Звук какого инструмента вам нравится больше всего и почему?

Принято считать, что самый совершенный инструмент — это человеческий голос. Не могу не согласиться, тем более что много лет я пишу большей частью именно вокальную музыку. Мне очень повезло, уже в раннем возрасте в театральном институте я познакомилась с будущими вокалистками и актрисами Валентиной Ивановой и Екатериной Гладилиной. Мы сотворили вместе уже сотни концертов в разных городах мира, и я очень надеюсь, мы не остановимся! Благодаря вокальной технике и владению актерским мастерством, девушки способны к метаморфозам на глазах у слушателей - нежная и пленительная песня с ясной и чистой фразировкой может переродиться в эмоциональную драматическую кульминацию с выкриками и бранью на грани нервного срыва. Мне кажется, так мало кто умеет…

Также с огромным удовольствием мы с моим мужем небезызвестным музыкантом Алексеем Раховым, которого я считаю своим главным учителем жизни во всем, пишем для струнных, духовых инструментов, перкуссии — все это есть в нашем ансамбле (группе). Для нас это мини-оркестр, наш микрокосм, загадка и тайна.

Кстати, я всегда пишу за фортепиано…

Каких современных музыкантов не забудут через 100 лет?

Сто лет для истории музыки совсем небольшая цифра для тех, кто сейчас в цифре. Скорее всего их уже не забудут =) Гораздо интереснее заглянуть на 300-500 лет вперед. Давайте пофантазируем и пойдем от обратного, переведем стрелки часов на 500 лет назад. Получится 16 век.


Одним из крупнейших музыкантов и представителей перехода от позднего ренессанса к раннему барокко был Клаудио Монтеверди. Никто не будет спорить – крупная фигура. Кто может сейчас сравниться с ним? Я бы назвала некоторых наших современников – Родион Щедрин, Арво Пярт, София Губайдулина, Валентин Сильвестров (можно долго продолжать).


Могу заметить, что я сейчас перечислила людей, принадлежащих к одному поколению постсоветского пространства и им сейчас около 90 лет. Они мудры, одухотворены и сильны, и также, эти великие люди вошли в музыкальную историю еще и как композиторы, принадлежащие в некоторой степени к 3-й и 4-й волне авангарда, очень много работающих с ритмом и тембром.


Специалисты предполагают, что дальнейший поиск и трансформация будет происходить с мелодией. Возможно, как раз поэтому сейчас самый исполняемый в мире классический композитор - Арво Пярт, создавший много открытий в области мелодики и тишины, он все время говорит о понятии «истинного звука». Гении живут среди нас и помогают нам не разочароваться в жизни.

Есть ли музыка, которую вы терпеть не можете?

Практически нет. Но 95 % треков мировой коммерческой музыкальной индустрии стараюсь просто избегать. Сейчас ученые говорят о том, что человеческий мозг способен запоминать абсолютно все. Звуковые образы, приемы могут всплывать в нашем сознании в самый неподходящий момент. С опытом начинаешь осознавать, насколько человеческие ресурсы имеют предел. Я вижу свою творческую свободу в сдержанности и ограничениях.

Последние годы мои будни строятся таким образом - создание собственных произведений, преподавание в лицее, воспитание юных дарований (некоторые из них уже успели стать профессиональными артистами).

Кроме того мы ежедневно по два-три часа занимаемся с моей девятилетний дочкой, которая учиться в музыкальном лицее при Комитете по культуре Санкт-Петербурга и обязательно хотя бы раз в неделю выбираемся в концертные залы как слушатели.

С кем из музыкантов хотели бы записать совместный трек?

Со всеми хорошими музыкантами с удовольствием поработала бы. А еще мы планируем начать работу с большим симфоническим оркестром.

Как вы думаете, какие качества делают великого музыканта?

- Божий дар.
- Преданность выбранной стезе.
- Самодисциплина, самоорганизация.
- Удача, судьба.
Думаю, еще очень важна этакая детская наивная радость, ощущение непрерывного счастья от соприкосновения со звуковой вселенной.

Какое будущее у музыки?

Если позволите, я сформулирую ваш вопрос иначе – будет ли музыка, когда все исчезнет? Я верю, что будет!

Благодарим за ответы Ольгу Кропотову, а читателям предлагаем подписаться на группу "СНЕГА", следить за новостями, грядущими выступлениями и релизами. Если вам захотелось побольше узнать о проекте, можно послушать интервью на Радио ШОК.